Тел. 8 (495) 435-22-20 RSS

ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ №16 от 07.04.1999г. "О ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ГОРОДЕ МОСКВЕ"

Закон города Москвы № 16 от 07.04.1999г.

 

7 апреля 1999 года N 16



 

 

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

 

О ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

 

(в ред. Законов г. Москвы от 21.02.2001 N 6,

от 23.01.2002 N 4, от 09.07.2003 N 48)

 

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации, Уставом города Москвы, общепризнанными принципами и нормами международного права определяет основные задачи и принципы деятельности учреждений и организаций несовершеннолетних, устанавливает основы правового регулирования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, определяет формы участия негосударственных учреждений и организаций в решении проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

Статья 1. Основные понятия

 

Для целей настоящего Закона употребляются следующие понятия:

- несовершеннолетние - лица, не достигшие возраста 18 лет;

- девиантное поведение - поведение, противоречащее принятым в обществе правовым и (или) нравственным нормам;

- группа социального риска - любое социальное сообщество, способствующее возникновению, развитию и реализации антиобщественного поведения несовершеннолетних.

 

Статья 2. Городская политика в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

Политика города Москвы - субъекта Российской Федерации в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних включает в себя:

- создание правовых и социальных гарантий для несовершеннолетних;

- материально - техническое, финансовое, научно - методическое, кадровое обеспечение учреждений и органов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

Статья 3. Правовая основа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

Правовую основу функционирования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативно - правовые акты Российской Федерации, Устав города Москвы, законодательные и иные нормативно - правовые акты города Москвы.

 

Статья 4. Основные принципы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве

 

Осуществление мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве основывается на принципах:

- законности;

- гуманного обращения с несовершеннолетними;

- соблюдения их прав и законных интересов;

- ответственности за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних;

- поддержки семьи и взаимодействия с ней в вопросах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- гласности в деятельности учреждений и органов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- государственной поддержки деятельности негосударственных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- индивидуального подхода и соблюдения конфиденциальности на различных этапах социальной реабилитации.

 

Статья 5. Городская, окружные и муниципальные программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

(название статьи в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

 

1. В городе Москве разрабатываются, утверждаются и реализуются городская, окружные и муниципальные программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

2. Городская программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних разрабатывается Московской городской межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и утверждается Правительством Москвы.

(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

3. Окружные программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних разрабатываются окружными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав и утверждаются префектами соответствующих административных округов города Москвы.

(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

4. Муниципальные программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних разрабатываются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных образованиях и утверждаются соответствующими муниципальными Собраниями.

(часть 4 в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

5. Программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должны содержать положения, определяющие:

а) цель и задачи программы, основные целевые показатели, обеспечивающие адресность направления средств;

б) сроки реализации программ;

в) исполнителей основных мероприятий программ;

г) объем и источники финансирования;

д) ожидаемые конечные результаты реализации программ;

е) формы контроля за ходом реализации программы.

 

Статья 6. Финансовое обеспечение городской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

1. Финансирование мероприятий и программ по реализации городской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в административных округах и муниципальных образованиях осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города, а также за счет средств целевых бюджетных фондов развития территорий административных округов и бюджетов муниципальных образований, иных не запрещенных законом источников.

(часть 1 в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

2. Расходы, связанные с финансированием системы мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, указываются в бюджете города Москвы отдельной строкой и являются защищенными.

3. Для финансирования мероприятий по организации досуга несовершеннолетних на территории административного округа и района префектам и руководителям управ районов использовать до 5 процентов средств, перечисляемых в целевые бюджетные фонды развития территорий административных округов и районов города Москвы, от арендной платы за нежилые помещения на территории округа и района.

(в ред. Законов г. Москвы от 21.02.2001 N 6, от 09.07.2003 N 48)

4. Финансирование мероприятий муниципальных программ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих муниципальных образований.

(часть 4 введена Законом г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

 

Статья 7. Подготовка кадров для городской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

Органы власти города Москвы принимают меры по созданию и содействию учебным центрам, осуществляющим подготовку и переподготовку научных и преподавательских кадров, а также специалистов широкого профиля по работе с семьей, социальных работников, юристов, медиков, психологов, демографов, социологов и других.

 

Статья 8. Государственная поддержка организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

Организации города Москвы независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, осуществляющие благотворительную деятельность и занимающиеся проблемами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пользуются налоговыми, кредитными и иными льготами, порядок предоставления которых определяется законодательством Российской Федерации и города Москвы.

 

Статья 9. Установление правил поведения несовершеннолетних в общественных местах

 

В целях обеспечения охраны общественного порядка законом города Москвы могут быть установлены правила поведения несовершеннолетних в общественных местах города Москвы. Указанные правила не могут содержать требования, влекущие за собой необоснованные ограничения прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних.

 

Статья 10. Обеспечение условий для организации досуга несовершеннолетних

 

1. Организацию работы с несовершеннолетними по месту жительства осуществляют специалисты управы района по социально-воспитательной и досуговой работе с детьми, подростками, молодежью и комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав во внутригородском муниципальном образовании.

(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

2. Использование не по назначению молодежных и детских центров, клубов, оздоровительных лагерей, турбаз и других учреждений, ведущих работу с детьми и молодежью, зданий, сооружений, оборудования и земельных участков этих учреждений, а также необоснованное изъятие у указанных учреждений закрепленных за ними или арендуемых ими зданий и помещений не допускается.

3. Учреждения культуры, физической культуры и спорта, получающие средства из бюджета города Москвы или целевых бюджетных фондов развития территорий административных округов и районов города Москвы, обязаны бесплатно выделять не менее 1 процента от реализуемых (распространяемых) ими билетов (абонементов) для детей из неблагополучных семей.

(в ред. Закона г. Москвы от 21.02.2001 N 6)

4. Конкретный размер брони для каждого учреждения культуры, физической культуры и спорта определяется при выделении соответствующих финансовых ресурсов.

(в ред. Закона г. Москвы от 21.02.2001 N 6)

5. Орган, принявший решение о выделении финансовых ресурсов, обязан в десятидневный срок с момента принятия решения сообщить о размере брони в соответствующую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая осуществляет распределение названных в части 3 настоящей статьи билетов (абонементов) среди детей и подростков.

(в ред. Законов г. Москвы от 21.02.2001 N 6, от 09.07.2003 N 48)

6. Негосударственные образовательные учреждения, в том числе учреждения дополнительного образования и учреждения по организации досуга несовершеннолетних, учреждения культуры, физической культуры и спорта, не получающие средства из городского бюджета и иные льготы и средства, предоставляемые органами власти города Москвы, предоставляют помещения и билеты (абонементы) для несовершеннолетних из неблагополучных семей в соответствии с условиями лицензий или договоров, заключаемых ими с органами власти города Москвы.

7. Руководители образовательных учреждений не позднее чем через 1 месяц после начала учебного года обязаны направлять в соответствующие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав во внутригородском муниципальном образовании графики загрузки спортивных и актовых залов вверенных им учебных заведений в вечернее время, выходные и праздничные дни.

(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

8. Руководители жилищно - эксплуатационных организаций ежеквартально направляют в соответствующие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав отчеты о выделении средств на организацию досуга детей и подростков.

(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

9. Государственные органы, предприятия, учреждения и организации, должностные лица, получившие постановления комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также запросы подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних милиции общественной безопасности, по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязаны в течение десяти дней сообщить о мерах, принятых во исполнение указанных постановлений, а также информацию по названным вопросам.

(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

 

Статья 11. Обеспечение трудовой занятости несовершеннолетних

 

1. В целях обеспечения занятости несовершеннолетних на предприятиях, в учреждениях и в организациях проводится квотирование рабочих мест.

Размер квоты и порядок ее установления определяются законодательством Российской Федерации и города Москвы.

2. Органы государственной службы занятости города Москвы и их территориальные подразделения ежеквартально информируют Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и соответствующие окружные комиссии об имеющихся рабочих местах, выделенных в счет квоты.

(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

3. Информация о создании рабочего места в рамках установленной квоты передается работодателем, а также органами, осуществляющими лицензирование и проведение конкурсов, в государственную службу занятости и Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Москвы.

(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

4. Перевод или переход несовершеннолетнего, не получившего основного общего образования общеобразовательной школы, в вечернюю (сменную) школу, а также в общеобразовательное учреждение начального профессионального образования, профессионально - техническое училище допускается в исключительных случаях только по согласованию с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав во внутригородском муниципальном образовании. При решении вопроса о переводе или переходе несовершеннолетнего в вечернюю школу комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав во внутригородском муниципальном образовании совместно с администрацией общеобразовательного учреждения принимает меры к его трудоустройству.

(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

5. Исключение несовершеннолетнего из общеобразовательной школы или иного образовательного учреждения помимо соблюдения общего порядка отчисления может быть произведено только с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав во внутригородском муниципальном образовании.

(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

Не допускается отказ несовершеннолетним, получившим основное общее образование, в получении образования следующей ступени в том же образовательном учреждении.

6. При рассмотрении вопроса об увольнении несовершеннолетнего, работающего по трудовому договору, по инициативе администрации комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав не вправе давать разрешение на увольнение, если не решен вопрос о дальнейшей занятости несовершеннолетнего или о его постановке на учет в органах государственной службы занятости или в иных органах, осуществляющих трудоустройство несовершеннолетних, а в отношении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если работодатели не обеспечили за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение.

(в ред. Законов г. Москвы от 23.01.2002 N 4, от 09.07.2003 N 48)

7. Во всех случаях подачи несовершеннолетним заявления с просьбой об освобождении от работы по собственному желанию администрация предприятия, учреждения, организации обязана в трехдневный срок сообщить об этом в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав во внутригородском муниципальном образовании, с тем чтобы комиссия в установленный законом срок могла разобраться в действительных причинах подачи заявления об уходе и принять меры к оставлению несовершеннолетнего на прежней работе или к его трудоустройству на другом предприятии, учреждении, организации.

(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

 

Статья 12. Организация пропаганды здорового образа жизни и социально полезного поведения несовершеннолетних

 

1. Органы исполнительной власти города Москвы и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством обеспечивают производство и распространение среди несовершеннолетних информационных материалов, а также проведение иных мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни и социально полезное поведение несовершеннолетних.

(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

2. Производство и распространение печатной продукции, пропагандирующей здоровый образ жизни и социально полезное поведение несовершеннолетних, осуществляются в соответствии с законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3. Устная разъяснительная работа и иные мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни и социально полезное поведение несовершеннолетних, проводятся в порядке, определяемом правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

Статья 13. Обязанности родителей и лиц, их заменяющих, по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

Родители (лица, их заменяющие) обязаны содержать и воспитывать своих несовершеннолетних детей, обеспечивать получение ими основного общего образования, а также осуществлять в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних иные обязанности, возлагаемые на них законодательством.

 

Статья 14. Органы и учреждения городской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

Городскую систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних составляют: городские и окружные органы социальной защиты населения, опеки и попечительства, здравоохранения, образования, занятости, внутренних дел, по делам семьи и молодежи, органы местного самоуправления, специализированные учреждения и организации, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также органы и учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма.

(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

Правительство Москвы и органы местного самоуправления поддерживают деятельность учреждений и организаций, имеющих своей уставной целью участие в мероприятиях по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

Участие других государственных органов и учреждений в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определяется в соответствии с компетенцией этих органов и учреждений в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

(часть введена Законом г. Москвы от 23.01.2002 N 4)

 

Статья 15. Органы управления образованием и образовательные учреждения в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

(название статьи в ред. Закона г. Москвы от 23.01.2002 N 4)

 

В целях реализации задач профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних органы управления образованием и образовательные учреждения в городе Москве:

(в ред. Закона г. Москвы от 23.01.2002 N 4)

- создают условия для индивидуальной медико - социальной и психолого - педагогической диагностики детей с проблемами в развитии и обеспечивают их обучение в различных видах образовательных учреждений;

- оказывают психолого - педагогическую помощь родителям (лицам, их заменяющим), имеющим затруднения в воспитании детей;

- обеспечивают реализацию воспитательных и образовательных программ, направленных на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних;

- осуществляют выявление и учет несовершеннолетних, не посещающих образовательные учреждения, принимают меры по обеспечению получения ими основного общего образования.

 

Статья 16. Органы службы занятости населения в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

Органы службы занятости населения в городе Москве в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы содействуют реализации трудовых прав несовершеннолетних, организуют их профессиональную подготовку и переподготовку, а также осуществляют иные полномочия, установленные законодательством.

 

Статья 17. Детские и молодежные общественные объединения в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

Детские и молодежные общественные объединения участвуют в осуществлении мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и пользуются соответствующей информационной, организационной и материальной поддержкой Правительства Москвы в порядке и на условиях, определяемых законодательством.

(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

 

Статья 18. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

(название в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

 

1. Координация деятельности органов и учреждений городской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возлагается на Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

2. Московская городская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, окружные и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав во внутригородском муниципальном образовании образуются и действуют в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными правовыми актами.

(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

3. Московская городская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав образуется Мэром Москвы в соответствии с законодательством города Москвы. Численный и персональный состав Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется Мэром Москвы в соответствии с законодательством.

(в ред. Законов г. Москвы от 23.01.2002 N 4, от 09.07.2003 N 48)

4. Московская городская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав:

(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

а) координирует деятельность специализированных городских органов и учреждений в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

б) осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью окружных и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав во внутригородском муниципальном образовании;

(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

в) разрабатывает проект и контролирует реализацию городской программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

г) принимает участие в разработке правовых актов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

д) осуществляет иные полномочия, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

5. Окружная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав образуется префектом административного округа в соответствии с законодательством города Москвы. Численный и персональный состав окружной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется префектом административного округа по согласованию с Московской городской межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. Численный состав окружной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не может быть менее трех человек.

(в ред. Законов г. Москвы от 23.01.2002 N 4, от 09.07.2003 N 48)

6. Окружная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав:

(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

а) координирует на территории округа деятельность специализированных окружных органов и учреждений в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

б) осуществляет организационное руководство деятельностью комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав во внутригородском муниципальном образовании;

(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

в) разрабатывает проект и контролирует реализацию окружной программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

г) принимает участие в разработке правовых актов Правительства Москвы по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

д) осуществляет иные полномочия, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

7. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав во внутригородском муниципальном образовании образуется муниципальным Собранием. Численный и персональный составы комиссии определяются муниципальным Собранием. Численный состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав во внутригородском муниципальном образовании не может быть менее трех человек.

(часть 7 в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

8. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав во внутригородском муниципальном образовании:

(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

а) осуществляет полномочия, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

б) рассматривает решение органа управления образовательного учреждения об исключении обучающегося, достигшего возраста 15 лет, из образовательного учреждения и принимает меры по продолжению им обучения или его трудоустройству;

в) рассматривает материалы и принимает решения о постановке на учет в подразделения по делам несовершеннолетних милиции общественной безопасности города Москвы несовершеннолетних лиц, вернувшихся из специальных учебно - воспитательных учреждений закрытого типа, по представлению администрации этих учреждений; несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством; несовершеннолетних лиц, освобожденных из воспитательных колоний;

г) разрабатывает проект и контролирует реализацию муниципальной программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

д) принимает участие в разработке правовых актов управы района и органов местного самоуправления по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

е) осуществляет иные полномочия, установленные Положением о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав во внутригородском муниципальном образовании и иными правовыми актами.

(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)

 

Статья 19. Органы внутренних дел, подразделения по делам несовершеннолетних и криминальной милиции

(название статьи в ред. Закона г. Москвы от 23.01.2002 N 4)

 

Органы внутренних дел, подразделения по делам несовершеннолетних и криминальной милиции города Москвы в соответствии с законодательством Российской Федерации действуют в структуре Главного управления внутренних дел города Москвы, управлений внутренних дел административных округов, иных нижестоящих органов внутренних дел города Москвы.

(в ред. Закона г. Москвы от 23.01.2002 N 4)

 

Статья 20. Учреждения временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей милиции общественной безопасности

 

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации в целях осуществления мер по изоляции, установлению личности и дальнейшему устройству несовершеннолетних правонарушителей в структуре милиции общественной безопасности города Москвы действуют учреждения временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

2. Условия и порядок деятельности учреждений временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

 

Статья 21. Специальные учебно - воспитательные учреждения для несовершеннолетних с девиантным поведением

 

1. Специальные учебно - воспитательные учреждения обеспечивают психолого - медико - педагогическую реабилитацию и социальную адаптацию несовершеннолетних, создают условия для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования.

2. Специальные учебно - воспитательные учреждения могут создаваться органами исполнительной власти города Москвы, юридическими и физическими лицами в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3. Условия и порядок деятельности специальных учебно - воспитательных учреждений определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Статья 22. Центры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

1. Специализированные учреждения органов социальной защиты, по делам семьи и молодежи, образования и здравоохранения для несовершеннолетних:

- осуществляют работу с несовершеннолетними, нуждающимися в экстренной медицинской, психотерапевтической, психологической, социальной помощи; испытывающими трудности в общении с родителями, сверстниками и другими лицами; не имеющими постоянного места жительства; употребляющими наркотики, спиртные напитки или другие средства, влекущие одурманивание;

- выявляют причины безнадзорности несовершеннолетних и принимают меры к их устранению;

- оказывают психокоррекционную, социальную и иную помощь семье, содействуют возвращению детей в семью, к опекунам, попечителям;

- участвуют в устройстве несовершеннолетних, обеспечивают временное проживание безнадзорных несовершеннолетних с предоставлением бесплатного питания, медицинского обслуживания, ухода.

2. Учреждения создаются по решению Правительства Москвы, находятся в ведении органов социальной защиты, по делам семьи и молодежи, образования и здравоохранения, которые определяют виды учреждений и порядок их деятельности, оказывают необходимую финансовую, организационно - методическую и иную помощь.

3. Центры, созданные в форме государственных и муниципальных учреждений, осуществляют свою деятельность без специального разрешения (лицензии).

(часть 3 введена Законом г. Москвы от 23.01.2002 N 4)

 

Статья 23. Участие негосударственных некоммерческих организаций в осуществлении мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

1. Участвуя в проведении мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, негосударственные некоммерческие организации, общественные и религиозные объединения:

а) осуществляют нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание и обучение несовершеннолетних;

б) способствуют утверждению у несовершеннолетних здорового образа жизни;

в) оказывают помощь многодетным семьям, детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

г) содействуют социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних, вернувшихся из мест исполнения наказания в виде лишения свободы или специальных учебно - воспитательных учреждений;

д) взаимодействуют с государственными организациями и учреждениями, осуществляющими мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. Деятельность негосударственных некоммерческих организаций и учреждений, участвующих в осуществлении мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, должна соответствовать государственным социальным стандартам, которые определяют основные требования к качеству и объемам психолого - медико - педагогических и социальных услуг, порядку и условиям их оказания, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних.

Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Ответственность граждан, должностных лиц и организаций за нарушение настоящего Закона определяется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу в соответствии с Законом города Москвы от 14 декабря 1994 года N 22 "О законодательных актах города Москвы".

 

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума

7 апреля 1999 года N 16