Портал правительства Москвы

Выборы Государственной Думы РФ: сроки, финансирование кандидатов и подведение итогов

Порядок парламентских выборов в РФ определяется федеральным законом от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом РФ. Это решение он обязан принять не ранее чем за 110 и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Информация о выборах публикуется в официальных СМИ не позднее, чем через пять дней с момента его принятия.

Согласно закону, кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов. Их выдвижение инициируют политические партии, имеющие право принимать участие в выборах.

Граждане РФ, политические партии и общественные объединения вправе проводить предвыборную агитацию в допускаемых законом формах и законными методами. Речь идет о деятельности, осуществляемой в период избирательной кампании с целью побудить избирателей голосовать за того или иного кандидата. При этом государство гарантирует всем участникам выборов свободу проведения предвыборной агитации (разумеется, в рамках закона). Политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, гарантируются равные условия доступа к СМИ для ведения предвыборной агитации.

Выдвижение федерального списка кандидатов должно быть поддержано подписями избирателей в подписных листах либо обеспечено избирательным залогом, внесенным политической партией. Если партия собирает подписи в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов, то она обязана собрать не менее 200 тысяч подписей избирателей.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Но при этом политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, обязана создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании.

Средства, выделенные из бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, поступают в распоряжение Центральной избирательной комиссии (ЦИК) РФ. Не позднее чем за 50 дней до дня голосования ЦИК распределяет поступившие средства на подготовку и проведение выборов между избирательными комиссиями субъектов РФ. Они, в свою очередь, распределяют полученные средства между территориальными избирательными комиссиями не позднее, чем за 30 дней до начала голосования.

Избирательные фонды политических партий могут создаваться лишь за счет собственных партийных средств, либо – за счет добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Размер фондов ограничен: максимальная сумма всех расходов не может превышать 400 млн рублей.

Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, а также ее региональные отделения, создавшие избирательные фонды, обязаны вести учет поступления и расходования средств. Порядок и формы учета и отчетности утверждаются ЦИК.

Когда выборы проведены, участковая избирательная комиссия оформляет решение об итогах голосования соответствующим протоколом на своем избирательном участке. К слову, итоговый протокол должен быть составлен на одном листе: второй и последующие допускаются лишь в исключительных случаях. В этой ситуации каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверены печатью.

Подсчет голосов избирателей проводится открыто и гласно, в протокол вносятся итоги всех действий членов избиркома по подсчету избирательных бюллетеней. По завершении подсчета избирательная комиссия проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы на нарушения, допущенные при голосовании и подсчете голосов. Затем составляется протокол об итогах голосования (в двух экземплярах) и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Причем, в документе проставляются дата и время (часы и минуты) его подписания. Лишь после этого протокол обретает юридическую силу.

Не допускаются заполнение протокола карандашом и внесение в него каких-либо изменений. В противном случае документ признают недействительным, и приходится вторично пересчитывать голоса.

Последнее слово остается за ЦИК. После проверки правильности составления всех избирательных протоколов не позднее чем через две недели после дня голосования она определяет результаты выборов депутатов Государственной Думы.


Если вы нашли ошибку: Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter